Автоматизация бухгалтерского учёта

Автоматизация бухгалтерского учёта в двух стандартах

 

Программные продукты, позволяющие вести параллельный пооперационный бухгалтерский учёт в двух стандартах – по российскому (RAS) и международному стандартам (GAAP, IAS), реализуют различные алгоритмы такого учёта:

 

  • одновременная разноска проводок в разные бухгалтерские книги (алгоритм 1);

  • периодическое транслирование российских проводок в проводки IAS или GAAP (алгоритм 2);

  • специальное маркирование проводок с целью их включения (или, наоборот, невключения) в финансовые отчёты по разным бухгалтерским стандартам (алгоритм 3).

 

Эти алгоритмы относительно схожи: информация о бухгалтерском стандарте – российском или международном – вводится в информационную систему непосредственно в момент занесения проводок в бухгалтерские книги, и уже на основе проводок строятся финансовые отчёты по тому или иному стандарту.

 

Основное отличие первого и второго алгоритмов от третьего – наличие двух (реже – нескольких) планов счетов и, соответственно, двух бухгалтерских книг. Такие книги могут быть как равноправными – проводки могут делаться параллельно, транслироваться из российской книги в корпоративную и из корпоративной в российскую, – так и зависимыми, – проводки могут делаться параллельно, но транслироваться только из российской книги в корпоративную. И первый, и второй алгоритмы весьма точны и дают объективную оценку финансового состояния предприятия. Их преимуществом является возможность использования российского плана счетов для российских бухгалтеров, и корпоративного плана счетов – для бухгалтеров из головного офиса западной корпорации, что позволяет строить финансовые отчёты раздельно по каждой бухгалтерской книге. Отличаются они лишь способом занесения проводок в корпоративную книгу.

 

По первому алгоритму проводки разносятся одновременно в обе бухгалтерские книги. Закрытие периода производится раздельно по каждой книге, что становится особенно актуальным в том случае, когда финансовый год западной корпорации не совпадает с календарным.

 

По второму алгоритму проводки из российской книги транслируются в корпоративную книгу в конце периода, например – ежемесячно. Преимуществом данного метода является возможность доскональной выверки российских проводок к моменту их транслирования, что позволяет минимизировать трудозатраты по параллельной выверке проводок в обеих книгах.

 

Третий алгоритм представляет собою наиболее тривиальную реализацию параллельного учёта по двум (реже – по нескольким) стандартам. Строго говоря, назвать его параллельным учётом можно с большой натяжкой, т.к. абсолютно все проводки разносятся в одну-единственную бухгалтерскую книгу. При этом каждая проводка помечается особой меткой, идентифицирующей тот или иной бухгалтерский стандарт. Одна и та же проводка может быть отнесена как к одному, так и к двум стандартам одновременно. По сути, такая метка является дополнительным критерием отбора в фильтре, что и позволяет задействовать маркированные проводки при построении соответствующих финансовых отчётов. По точности данный алгоритм существенно уступает двум предыдущим.

 

Наша компания в своей практике рекомендует использовать наиболее точные алгоритмы на основе двух бухгалтерских книг.

 

Внедрение систем автоматизации для параллельного пооперационного ведения бухгалтерского учёта в двух стандартах на основе двух бухгалтерских книг, как правило, осуществляется по следующей схеме:

 

  • ознакомление с корпоративными стандартами иностранной корпорации;

  • обследование предприятия;

  • рекомендации по выбору систем автоматизации, наилучшим образом отвечающей структуре бизнеса заказчика;

  • внедрение систем автоматизации:

    • настройка планов счетов:

      • российского;

      • корпоративного;

      • мэппинг;

    • разработка аналитической структуры учёта;

    • разработка типовых хозяйственных операций для разноски проводок:

      • в российскую и международную (корпоративную) книги одновременно;

      • только в российскую книгу;

      • только в международную книгу;

    • настройка основных финансовых отчётов:

      • Балансовый отчёт (Statement of Financial Position или Balance Sheet);

      • Отчёт о прибылях и убытках (Statement of Financial Performance, или Income Statement, или Profit & Loss Statement);

      • Отчёт о движении денежных средств (Statement of Cash flow или Cash Flow Statement);

      • Отчёт о движении капитала (Statement of Change in Equity или Statement of Shareholders' Equity);

      • дополнительные финансовые отчёты (Notes);

    • разработка технологии ввода информации в систему;

    • обучение персонала работе с системой;

    • при необходимости – постановка задач разработчикам на:

      • доработку программного обеспечения;

      • интеграцию программного обеспечения со специальными программами (системы клиент-банк, биллинговые системы и т.п.), используемыми на предприятии;

  • организация системы управленческого учёта.

Краткие рекомендации по внедрению параллельного учета РСБУ+МСФО на платформе 1С можно посмотреть по ссылке.

Автоматизация российского бухгалтерского и налогового учёта

Внедрение систем автоматизации российского бухгалтерского и налогового (согласно Главе 25 Налогового Кодекса РФ) учёта, как правило, осуществляется по следующей схеме:

 

  • обследование предприятия;

  • рекомендации по выбору системы автоматизации, наилучшим образом отвечающей структуре бизнеса заказчика;

  • внедрение системы автоматизации:

    • настройка плана счетов;

    • разработка аналитической структуры учёта;

    • разработка типовых хозяйственных операций для автоматизированной разноски проводок;

    • разработка технологии ввода информации в систему;

    • обучение персонала работе с системой;

    • при необходимости – постановка задач разработчикам на:

      • доработку программного обеспечения;

      • интеграцию программного обеспечения со специальными программами (системы клиент-банк, биллинговые системы и т.п.), используемыми на предприятии;

  • организация системы налогового учёта;

  • организация системы управленческого учёта;

 

Автоматизация внешнеэкономической деятельности

Программа «RayCon Foreign Trade» предназначена для автоматизации международных валютных платежей и документооборота валютного контроля согласно действующему валютному законодательству Российской Федерации. Более подробно о программе можно узнать на странице Программы - ВЭД.

© Рэй Консалтинг, 2000-2020